ХАБЕРМАС (HABERMAS) Юрген

ХАБЕРМАС (HABERMAS) Юрген
(p. 1929) - нем. философ и социолог. С 1964 до выхода на пенсию в начале 90-х годов - проф. ун-та Франкфурта на Майне. С 1971 - директор Института по изучению жизненных условий научно-технического мира в Штарнберге; гостевой проф. во многих крупнейших ун-тах мира. В качестве преемника Хоркхаймера и Адорно в ун-те Франкфурта-на-Майне X. - ведущий представитель второго поколения Франкфуртской школы.

В основе учения X. лежит критическая теория,  переосмысленная в свете новых реалий капиталистического общества, в значительной мере утратившая прежний негативный критический пафос, дополненная отдельными положениями психоанализа, феноменологии, аналитической философии и современной социологии.

Согласно X., экономические закономерности капиталистического производства модифицировались под влиянием государства, получившего некоторые возможности планирования и регулирования производства и распределения. Политически это позволяет государству добиваться классового компромисса в рамках существующих формально-демократических структур. Источник и способы разрешения кризисов, следовательно, переместились из экономической в административно-управленческую сферу. Изменилась и природа кризисов. Они имеют теперь, по X., социокультурный характер: управление, основанное на принципах производственно-трудовой рациональности, входит в конфликт с реально господствующей в обществе поведенческой мотивацией. С одной стороны - инструментальная манипуляция, "технические вопросы", с другой - интерсубъективное понимание (Verstandigung), "практические вопросы"; с одной стороны - институциональные структуры общества, с другой - социокультурный "жизненный мир" . В этом противоречии - источник кризиса легитимации современного капитализма, не способного выразить в своих институциональных структурах реальность существующей общественной практики. Важнейшим элементом учения X. стала теория коммуникативного действия, призванная описать альтернативные структуры, не обретшие институционального оформления в ходе становления современной научно-технической цивилизации, и одновременно описать "двухступенчатое" строение современного общества: система и жизненный мир, в котором реализуется непосредственная коммуникация.

Опираясь на разработанный лингвистической философией анализ речевых актов, а также на концепцию социальных действий, развитую Вебером, X. выделяет два типа поведения: коммуникативное и стратегическое. "Стратегическое", т.е. инструментально ориентированное поведение, имеющее своей целью не достижение взаимопонимания, а достижение определенного интереса, ведет к сознательному или к бессознательному обману партнера. В случае сознательного обмана складывается система манипулирования, если же обман носит бессознательный характер, то имеет место извращенная коммуникация. Последствия и того, и другого для общества, культуры и личности оказываются роковыми. В сфере общественного взаимодействия (социальной интернауки) утверждается аномия, отчуждение, утрачивается коллективная идентификация (см.: идентичность); в сфере культуры - утрата смысла, потеря ориентации и де-ле-гитимирование власти; в сфере личности - потеря связи с традицией, нарушение мотивационных комплексов и разного рода психопатологии. И наоборот, в случае поведения, ориентированного на коммуникацию, складываются упорядоченная нормативная среда, устойчивые, легитимированные межличностные отношения, устойчивые личностные структуры, способные к развертыванию и самоосуществлению. В целом анализ коммуникативного и стратегического поведения дает возможность диагностировать главные социокультурные проблемы современности, а также, полагает X., обнаружить скрытое насилие системы, которое выглядит будто бы неизбежным, поскольку гарантирует интеграцию общества. Подлинная же общественная интеграция обеспечивается на путях коммуникативного понимания.

Теория X. обнаруживает эволюционную тенденцию все большего разъединения системы и "жизненного мира", в котором сама теория играет важную роль. Как таковая, она представляет собой не лингвосоциологическое "дополнение" к "критической теории" общества, а критическую теорию как таковую в ее эмансипирующем воздействии.

Л. Г. Ионин

Демократия. Разум. Нравственность. Московские лекции и интервью. М.,1995; Erkenntnis und Interesse. Fr./M., 1968; Technik und Wissenschaft als "Ideologie". Fr./M., 1968; Zur Logik der Sozialwissenschaften. Fr./M., 1970; Legitimationsprobleme im Spatkapitalismus. Fr./M., 1973; Theorie des kommunikativen Handelns. Bde. 1-2. Fr./M., 1981; Der philosophische Diskurs der Moderne. Fr./M., 1985; Die neue Unuersichtlichkeit.Fr/M.,1985; Nachmetaphysisches Denken. L., 1988; Die nachholende Revolution. Fr./M., 1990.


Современная западная философия. Энциклопедический словарь. — М.: Культурная революция. . 2009.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "ХАБЕРМАС (HABERMAS) Юрген" в других словарях:

  • ХАБЕРМАС (Habermas) Юрген — (р. 1929) немецкий социолог. С 1971 директор Института М. Планка по исследованию жизненных условий научно технического мира, последователь франкфуртской школы. Взгляды Хабермаса оказали влияние на студенческое движение во многих странах Запада в… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ХАБЕРМАС (HABERMAS) Юрген — (1929) нем. философ и социолог. Связан своими корнями с теорией критической (см.) школы франкфуртской (см.). Его научн. труды охватывают широкий круг дисциплин от соц. наук применительно к лингвистике до философии. Предмет особого научн. интереса …   Российская социологическая энциклопедия

  • ХАБЕРМАС (HABERMAS) Юрген — (р. 1929) немецкий социальный философ и социолог, концепция которого выступает рубежной точкой поворота неклассической философии от модернизма к постмодернизму ( Модернизм). Ассистент у Адорно в Институте социальных исследований (Франкфурт на… …   Социология: Энциклопедия

  • ХАБЕРМАС —         (Habermas) Юрген (р. 1929) нем. философ и социолог. В 1961 64 преподавал философию в Гейдельберге. С 1964 проф. ун та Франкфурта на Майне. С 1971 директор Ин та по изучению жизненных условий научно техн. мира в Штарнберге. Выступал как… …   Энциклопедия культурологии

  • ХАБЕРМАС — (Habermas) Юрген (р. 1929) нем. философ, представитель символического интеракционизма. В 1949 1954 изучал философию в ун тах Гёттингена, Цюриха и Бонна, одновременно занимаясь психологией, историей, литературоведением и политэкономией. В 1956… …   Философская энциклопедия

  • Хабермас Юрген — Хабермас (Habermas) Юрген (р. 18.6.1929, Дюссельдорф), немецкий философ и социолог (ФРГ). Профессор во Франкфурте на Майне (с 1964). Директор (наряду с К. Вейцзеккером) института по исследованию условий жизни научно технического мира в Штарнберге …   Большая советская энциклопедия

  • Хабермас, Юрген — ХАБЕРМАС (Habermas) Юрген (родился в 1929), немецкий философ и социолог. В 60 х гг. ведущий теоретик франкфуртской школы. Опираясь на идеи психоанализа, современной социологии, аналитической философии, исследует противоречия западного общества… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ХАБЕРМАС — (Habermas) Юрген (18.06.1929, Дюссельдорф) нем. (ФРГ) социальный философ. Проф. во Франкфурте на Майне (с 1964). Содиректор Института по исследованию условий жизни научно технического мира в Штарнберге (с 1970). Один из виднейших представителей… …   Энциклопедия социологии

  • ХАБЕРМАС — (Habermas) Юрген (родился в 1929), немецкий философ и социолог. В 60 х гг. ведущий теоретик франкфуртской школы. Опираясь на идеи психоанализа, современной социологии, аналитической философии, исследует противоречия западного общества между… …   Современная энциклопедия

  • ХАБЕРМАС — (Habermas) Юрген (р. в 1929) немецкий социальный философ и социолог, концепция которого выступает рубежной точкой поворота неклассической философии от модернизма к постмодернизму (см. Модернизм, Постмодернизм). Ассистент у Адорно в Институте… …   История Философии: Энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»